Спецрепортаж: Жители Степи ждут возвращения военных

Новости, 14:43, 5 ноября 2015

«На станции Степь ничего, кроме степи, я не видел…» - пишет в своих воспоминаниях актер и режиссер Александр Михайлов. После того, как военный городок расформировали, казалось, что в селе не останется ни души, и со временем он действительно превратится в серую забытую Богом степь. Но военное ведомство решило возродить аэродром.


Несколько деревянных домов, где еще живут люди и стоят развалины бывшего военного городка.

Степь прогремела на весь мир в 2009-м. Из-за пожара на местной котельной рухнула стена. В 55-градусный мороз 12 пятиэтажек и все соцобъекты остались без тепла. Чтобы оценить масштабы бедствия, в село приехал бывший министр обороны Анатолий Сюрдюков и принял решение: «исключить городок из списка закрытых», проще говоря - ликвидировать. 266-й штурмовой авиационный полк был передислоцирован в гарнизон Домна.

Число постояльцев в погонах таяло, а гражданских, 123 человека, по программе государство переселило в другие районы края.

После их отъезда в квартирах мгновенно исчезли окна, двери и батареи. И только спустя годы - военный городок стали возрождать. Многие вернулись в родные места. В благоустроенной однокомнатной квартире в поселке Ясная не прижилась и Любовь Канавченко.


Любовь Канавченко, местная жительница:

«Я не смогла там жить, ну не мое! Хожу изугла - в угол. Тут я хоть с внуками, где поругаюсь, где понежусь. Тут мое, родное.

- Вы приехали в свой дом?

- Дочка купила. Мы же жили в гарнизоне.

- Ваш дом уже снесли?

- Нет, стоит там, 204, одиночка.

- Не ходили туда?

- Я ходила как-то, но так на душе больно стало. Мы, бывало, собираемся, посидим на лавочке с женами офицеров, поговорим. Весело было, а потом раз и все...».

Из 12 пятиэтажек - в городке осталось только семь. Их военные снесут этой весной. И все для того, чтобы расчистить место для строительства коттеджей, в которых будут жить офицеры.

А пока здесь работают так называемые «санитары городка». В развалинах деревенские, да и приезжие с районов мужики ищут хороший кирпич и бетонную плиту. На строительном рынке Б\ушный материал тоже в почете. За полный КАМАЗ можно заработать около 15 тысяч рублей.


Алексей Спиридонов:

«Здесь пока заготавливаем на месте. Потом приезжает частный предприниматель.Снимает с третьего этажа.

- Давно работаете?

- Неделю.

- Много кирпичей свозили?

- 5000 есть».

Едут со всего края в Степь не только за материалом, но и за хорошей зарплатой. На базе - работающей здесь строительной компании - Спецстрой России развернут целый вахтовый городок. Сотни благоустроенных вагончиков, большая столовая и отдельные душевые. Рабочие, а их здесь около 500, трудятся на благо Родины - «потом и кровью» возрождают некогда забытый городок.

Николай Головин:

«Сейчас проводим укладку тайпара на основании откоса. Производим пересыпку грунтом, чтобы дренаж не происходил и почва не промерзала».

Несмотря на отставание от графика - реконструкция аэродрома, на первый этап который выделено свыше 7 миллиардов рублей, более чем заметна. В рабочее время здесь ни на минуту не смолкает дорожная техника - порядка 100 единиц. В Забайкалье ее доставили на поезде со всех уголков России.

За строительно-монтажные работы отвечают два бетонных завода. Каждый из них выдает свыше 150 кубометров бетона в час. Благодаря этому до наступления холодов уже завершена укладка фундамента для будущих казарм.

Николай Зиновьев, начальник Новороссийского филиала Спецстрой России ГУ СДА:

«Три казармы. Каждаяпо 300 человек.В зиму никто работы не сворачивает. Работаем в двухсменном режиме. Планируем построить за две казармы, аварийно-спасательную станцию и КДП. Бетонные работы в большом масштабе производить никто не будетв виду низких температур».

Именно по этой причине бетон на взлетную полосу укладывали с мая по октябрь. Новое покрытие значительно отличается от прежнего - это марочный бетон в два слоя.

Уже решено, что в городке разместится отдельный штурмовой полк на самолетах Су-25.


Екатерина Гаврилова, корреспондент:

«Взлетная полоса длиной 3 километрашириной 44 метра. Она готова принимать все суда российской армии. На ее строительство было затрачено большое количество бетона и арматуры. Она готова принимать и гражданские суда».

Рулевые дорожки, места стоянки для самолетов, казармы закончат строить в 2016-м. Склады для самолетов и жилье для военных отложили на второй и третий этапы, на это потребуется очередные миллиарды денег.

И хотя точные сроки по сдаче плавают, - все свои надежды местные жители возлагают только на возращение военных.

Тамара Мурашова, местная жительница:

«Мы ходили в баню к военным мыться. Сейчас у нас бани нет. Моемся дома в тазиках. Это классно! Дрова пенсионерам не возят. Разваливается все, если сейчас военные приедут, может, из-за них будет что двигаться».

Продукты в местный магазин заводят раз в неделю, с Читы. Хозяйка магазина Ирина Яцюк, говорит, что в основном жители покупают хлеб, все остальное только по праздникам.

В семье Яцюк - это второй магазин. Надеются, что спрос будет. Рядом железная дорога, да и не за горами приезд первой партии военных.

Ирина Яцюк, продавец магазина:

«Все только завозим, расставляем.

- Не замужем.

- За железнодорожника или за военного?

- Посмотри еще. За кого полюблю, наверное, за того и выйду».


Закономерно, с возрождением Степи в поисках новой работы в администрацию поступают звонки.

Татьяна Большакова, глава администрации сельского поселения Степнинское:


«- Из наших районов звонят, чтобы приобрести жилье. Но его, к сожалению, нет.

- В частном секторе необходимостроительство новых домов, чтобы люди приезжали и покупали?

- Ну, строительствау нас, как такого нет. Бюджет не позволяет, поэтому мы этим не занимаемся».

Школа с 1-й по 9-й классы, три магазина, кафе «555» - вот, в общем, и вся инфраструктура. Хватит и дня, чтобы вдоль и поперек обойти Степь, включая городок. Местная детвора здесь грезит носить военную форму, а те, кто пережил упадок с разгромом части, надеются на ее воскрешение.

Екатерина Гаврилова, Константин Васильев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"