Работница бастующей шахты: Зарплату в 35 тыс руб получила всего пару раз

Новости, 19:00, 19 мая 2017

Около 80 шахтеров в Тунгокоченском районе из-за задержек заработной платы целые сутки просидели под землей на глубине 407 метров. На поверхность работники поднялись только когда в поселок Вершино-Дарасунский приехали первые лица края во главе с губернатором Наталье Ждановой.


Это те шахтеры, которые сутки просидели под землей. Они и еще 79 человек 17 мая около восьми часов вечера спустились в шахту «Юго-Западная» и на глубине 407 метров - объявили забастовку. По словам золотодобытчиков, за апрель они получили копеечную зарплату. На поверхность шахтеры согласились подняться только после переговоров с главой региона Наталье Ждановой, которая в тот же день приехала на рудник.


«Почему приняли решение бастовать именно таким образом?

-Потому что шахтеров обманывают. Пришла зарплата пять тысяч. По-вашему, это зарплата?

-А сколько вы получаете?

-Должен был получить около 30000».


На следующий день после начала забастовки Наталья Мартыненко, помощник президента группы компаний «Южуралзолото», владеющей «Дарасунским рудником», официально обозначила позицию компании. «Принято решение о закрытии предприятия как убыточного. Все горные работы будут прекращены. Задолженности по зарплате на данный момент нет», – объяснила Мартыненко. С ее слов, причина протестной акции – «в задержке аванса на три дня, а также применении к некоторым работникам предприятия понижающего коэффициента трудового участия». Однако по информации портала Забмедиа, со ссылкой на компетентный источник, - речь идет именно о задолженности по зарплате. Золотодобытчики недополучили около 16 миллионов рублей.


Елена, работник Вершино-Дарасунского рудника:

«Я подземно-стволовая. Спускаю людей в шахту, поднимаю, выдаю руду. Помните вашу первую зарплату?

-Ну, да, конечно, помню. 35 тысяч я получала.

-Сколько это по времени продолжалось?

-Два месяца было. И потом все меньше и меньше».


Екатерина – ламповщица. На руднике работает с 2001 года. Рассказывает, что с каждым годом руководство старается урезать не только зарплату, но и элементарно сэкономить на спецодежде для шахтеров.


Екатерина, работник Вершино-Дарасунского рудника:

«Да, действительно, сапог не хватает. Нет робы, мужики покупают все сами на свои деньги. Элементарно у нас нет резиновых сапог. Проходчики ходят в дырявых. Выходят все мокрые, бывает, что роба не успевает высыхать, и идут в мокрых на работу».


А ведь сюда за большими деньгами едут люди не только из районов края, но и со всей России. Среди бастующих, рассказывает дежурная по общежитию Виктория Личенся, больше половины было граждан из Казахстана. И если бы не такой протест, власти региона вряд ли бы обратили внимание на ситуацию.


Александр Окладников, глава ГП «Вершино-Дарасунское» (разговор по телефону):

«А к вам приходили, может быть, на протяжении месяца или года, люди, которые жаловались, что они не получают зарплату в полном объеме.

-Да жаловаться, не жаловались. Но разговоры, я конечно, слышал. Это КТУ у них применятся в 2006 года, поэтому для нас это как-то привычно, для нашего населения».


После прошедшей забастовки шахтеров в Забайкалье прилетел и полпред президента России в округе Сергей Меняйло. По телефону он связался с президентом «Южуралзолото» Константином Струковым и настоятельно рекомендовал ему лично прибыть на рудник для нормализации обстановки. Вовремя разговора глава компании сообщил, что для выплаты заработной платы бастующим перечислено 14миллионов рублей. Тем не менее, ситуация с Вершино-Дарасунским рудников остается на контроле и у главы региона, и у прокурора края.


Александр Рожковский, начальник отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры края:

«Но помимо задолженности по заработной плате, там имеется трудовой спор по размеру оплаты труда. Коэффициент трудового участия сократили работникам до 0, 7. До этого он выплачивался в размере 0,7. Рабочая группа сформирована из работников Тунгокочинского района и Шилкинской межрайонной прокуратуры. Они будут собирать заявления с работников рудника и после этого проверять правильность начисления зарплаты».

Забастовка – это всегда мера вынужденная. Проблема решается, но, как правило, лишь на время. Что будет дальше с самим рудником, да и с работающими на нем шахтерами – неизвестно. Стабильность этим людям только снится. Зато у главы компании «Южуралзолото» все стабильно и благополучно. По данным газеты «Забайкальский рабочий» президент компании Константин Струков подарил своей дочери музыкальную студию в башне «Империя» в фешенебельном районе Москвы.


Екатерина Гаврилова, Евгений Погорелый

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"