Горящие под землей пласты угля могут угрожать читинскому аэропорту

Новости, 16:05, 25 декабря 2015

Вялотекущий пожар. Залежи угля почти круглогодично горят под землей в Чите в районе Черновских. Серьезной угрозы экологии пока нет: по крайней мере, пробы воздуха на этой территории – в пределах нормы. А вот насколько опасна ситуация для близлежащих населенных пунктов, таких рудник Кадала и поселок Восточный - пока не понятно. Нужны дополнительные исследования.


Бурый уголь на Черновском месторождении в промышленных масштабах перестали добывать еще 80-е годы. И, как это обычно бывает, отработанные карьеры как следует не засыпали. Остатки породы – а их, судя по всему, немало, спустя время начали окисляться, произошло подземное самовозгорание. Сегодня облако дыма над землей вдоль дороги в читинский аэропорт - почти привычный, но отнюдь не безобидный элемент пейзажа. О том, насколько опасен для населения горящий под землей уголь, говорили на сегодняшнем заседании комиссии по ЧС.


Геннадий Чупин, вице-премьер краевого правительства:


«Во главу угла – жизнь и здоровье людей, которые могут пойти, провалиться. И в связи с хозяйственной деятельностью, в связи с проездом по дороге, в связи с простой прогулкой».


Вред экологии – только часть проблемы. Хотя специалисты читинского Гидрометцентра и утверждают, что пробы воздуха в этом районе – в пределах нормы. Опасность еще и в том, что почва на этом участке – из-за огромных подземных температур – стала слишком мягкой. Человек легко может провалиться и получить ожоги. Также в зоне риска – дорога в аэропорт: асфальт, сколько ни ремонтируй, постоянно трескается. Под угрозой и сам стратегический объект – аэровокзал, и расположенная поблизости нефтебаза. Предугадать, как поведут себя спящие пока пласты угля, - крайне сложно. Нужны специальные дорогостоящие исследования. Поэтому начать решили с малого.


Олег Кузнецов, первый заместитель руководителя администрации Читы:


«На сегодняшний день силами ДМРСУ произведено ограждение этих территорий СТЫК Установили знаки: проезд, проход запрещен, и силами «Забуголь» проезд в карьер, где происходит горение, перекрыт земляным валом».


Предприятие «Забуголь», которое взялось отрабатывать оставшиеся еще с советских времен запасы угля, проблему, конечно, признает. Но – только в рамках полученной лицензии на добычу. Все, что горит за пределами отведенного им участка, - вроде как не их забота.


Джемал Катамадзе, директор ООО «Забайкалуголь»:


«И что пласты идут под дорогу, это еще никто не может доказать, потому что никакой геологической разведки там не было. Она горела до получения мной лицензии, я на этой территории не работал. И сейчас если мне идти и что-то там тушить, то я не имею права, потому что земли – не мои».


Кто в итоге должен тушить, когда и, главное, - на какие деньги, на заседании комиссии так и не решили. Ответственность лежит и на недропользователе, и на муниципальных и краевых властях. Подумав участники КЧС, пришли к традиционному решению: создать межведомственную комиссию и начать еженедельный мониторинг ситуации. Даст ли такой подход какой-либо эффект – вопрос риторический. А вот то, когда рванет пороховая бочка, – уже вопрос времени.


Мария Машанова, Максим Лобачев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"