Бесполезные миллионы: под залог в Забайкалье выходят лишь единицы

Новости, 19:35, 3 февраля 2016

Миллион за свободу готов был заплатить предполагаемый организатор убийства депутата Читинской областной Думы Владимира Баранова. Задержанный предлагал денежный залог в обмен на то, чтобы с него сняли наручники. Но суд в просьбе отказал. Личность подозреваемого, как видно, доверия не внушила. Кого же в таком случае отпускают под залог в Забайкалье, и о каких суммах обычно идет речь.


Свобода – удовольствие не из дешевых. Но многие готовы отдать за нее – любые деньги. К примеру, бывший полицейский Артем Шкедов, подозреваемый в организации убийства депутата Владимира Баранова, предлагал миллион рублей за то, чтобы выйти под залог. Эта мера пресечения, напомним, прописана в российском УПК и позволяет человеку до оглашения приговора находиться не в СИЗО, а дома. Как раз об этом просил и депутат Читинской гордумы Алексей Шуранов – ему вменяют организацию грабежа автомобиля Лексус. Свою свободу он оценил в 3 миллиона. Но в обоих случаях подозреваемые остались в изоляторе. И вовсе не потому, что сумма залога была недостаточной.


Сергей Воросов, судья Забайкальского краевого суда:


«Любая мера пресечения избирается с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления, степени тяжести совершенного преступления, а также личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Естественно, лицо, которому угрожает реальное лишение свободы, на длительный срок, для него не может, наверное, являться гарантией залог для того, чтобы оно не скрылось от суда и следствия».


Отказывают, конечно, не всем. По данным судебного департамента края, в 2014 году применено четыре залога, в 2015-м – уже восемь. При этом цена вопроса в среднем составила полмиллиона рублей. Портрет среднестатистического преступника, снявшего наручники за деньги, - тоже вполне конкретный.


Екатерина Эдельман, консультант организационно-правового отдела Управления судебного Департамента Забайкальского края:


«Все преступления у нас тяжкие, преступления против государственной власти, государственной службы, против интересов службы в коммерческих и иных организациях – это взятки, превышение должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями».


В Забайкалье последний громкий случай освобождения под залог датирован еще 2010-м. Бывшему прокурору Максиму Скубьеву, который на автомобиле сбил нескольких подростков, свобода обошлась в 200 тысяч рублей. Сейчас залоговый минимум – за преступления небольшой и средней тяжести составляет 50 тысяч рублей, за тяжкие и особо тяжкие – 500 тысяч. Но и такие суммы для забайкальцев, говорят в суде, зачастую - не подъемные.


Сергей Воросов, судья Забайкальского краевого суда:


«Фактически у людей денежных средств на внесение залога, ну, не всегда, они имеются».


Вот и получается, что те, кому суд и готов бы даровать хотя бы временную свободу, заплатиь за нее попросту не может. А тех, у кого денег достаточно, не отпускают даже за миллионы. При этом правозащитники не устают повторять: норму о залоге давно пора менять. И в случае, если человек признан судом виновным, то внесенные им деньги должны автоматически обращаться в доход государства, а не возвращаться осужденному или его родственникам, как это происходит сейчас.


Мария Машанова, Максим Лобачев

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"